Образование

Реализуемые уровни образования, формы обучения, нормативные сроки обучения, численность обучающихся по реализуемым образовательным программам

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска реализует следующие уровни общего образования:

Уровень образования1 Нормативный срок обучения Численность обучающихся
Начальное общее образование 4 года2  566
Основное общее образование 5 лет3  700
Среднее общее образование 2 года4  133


Примечания:
1. Любой уровень общего образования может быть получен:
а) в школе (в очной, очно-заочной или заочной форме);
б) вне школы, в форме семейного образования, а среднее общее образование, кроме того, также в форме самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2. Срок получения начального общего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.
3. Срок получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
4. Срок получения среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
5. Обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) и местного бюджета (г. Невинномысска). Обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц нет.

Наименование реализуемых общеобразовательных программ:
Начального общего образования,
Основного общего образования,
Среднего общего образования.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (смотреть)

Программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не реализуются, кроме обучения детей-инвалидов с применением ресурсов портала “i-Школа”.

МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска также реализует следующие подвиды дополнительного образования:
1. Дополнительное образование детей и взрослых


МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска не реализует профессиональные образовательные программы:

а) уровень образования – нет;

б) код и наименование профессии, специальности, направления подготовки – нет;

в) Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования) – нет;

Информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления – нет.

 


 Срок действия государственной аккредитации – до 02 марта 2023 года.


 Описание образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими требованиями, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089; Федеральным государственным стандартом начального общего образования, введённым в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373, с поправками, утвержденными приказом Минобразования РФ от 26.11.2010г. № 1241) с учётом действующей в системе образования нормативной базой федерального, регионального, муниципального уровней, Уставом и локальными актами школы.

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (САНПИН 2.4.2.2821-10), зарегистрированных Минюстом РФ 3.03.2011, регистрационный № 19993;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

- Федерального государственного стандарта начального общего образования          (Приказ Министерства образования и науки РФ №373от 06.10.2009 года);

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная образовательная программа (далее ООП) формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС,с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

  • системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
  • концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
  • требования федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к планируемым результатам ООП, в числе которых:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Копия основной образовательной программы начального общего образования (смотреть)


Описание образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Разработана с учётом типа и вида МБОУ СОШ № 18 г. Невинномысска, а также с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработана самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Копия основной образовательной программы основного общего образования (смотреть)


Описание образовательной программы среднего общего образования

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;

– обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);

– обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

– обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

–   развитие государственно-общественного управления в образовании;

– формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Копия основной образовательной программы среднего общего образования (смотреть)


Информация об учебном плане

Учебный план школы для 1-11 классов на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии с:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089, в редакции приказом Министерства образования Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года 2012 года № 69, от 23 июня 2015 года № 609 и от 07 июня 2017 года № 506 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 8-11 классов).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 , в редакции приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 18 декабря 2012 года № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 15 мая 2011 года № 507, от 31 декабря 2025 года № 1576 (для 1-4-х классов).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, в редакции приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357, от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577 (для 5-7 классов).
  5. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений № 2, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 72, Изменений № 3, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81).
  6. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 , в редакции приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74.
  7. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015,  в редакции приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2013 года № 1342, от 28 мая 2014 года № 598, от 17 июля 2015 года № 734.
  8. Приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского край от 25 июля 2014 года № 784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Ставропольского края».

          Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189  (в редакции Изменений № 1, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 85, Изменений № 2, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 72, Изменений № 3, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 81) и предусматривает в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») сроки освоения общего образования:

-4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; продолжительность учебного года в 1-х классах- 33 учебные недели, во 2-4-х классах – 34 учебные недели. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по  35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока  по 40 минут  каждый. Во 2—4 классах — 40 минут.

 – 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов; продолжительность учебного года – не менее  34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период);

-2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов; продолжительность учебного года – не менее  34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение сборов по основам военной службы).

Недельная нагрузка не превышает предельно допустимую.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч, в 5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5 ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.

Учебный план отражает статус школы – школа с углублённым изучением отдельных предметов, режим работы: 1-4 классы –5-дневная учебная неделя; 5-11классы  6-дневная учебная неделя.

Учебный план отражает запросы учащихся и их родителей на образовательные услуги, ориентирован на создание системы базового и углублённого изучения отдельных предметов  в соответствии с  выбором обучающихся (русский и английский языки, литература, история, химия, математика, физика, информатика и ИКТ), а также реализацию регионального компонента (в общеобразовательных и классах углублённого изучения отдельных предметов).

В 1 – 4  классах на изучение окружающего мира отводится 2 часа, в содержании которых дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также курс основ безопасности жизнедеятельности.

          В 5-х классах с целью адаптации пятиклассников в основной школе вводится спецкурс по психологии «Тропинка к своему Я» (0/5 ч.) и в рамках  реализации федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывного образования (ДО – НОО – ООО)» – «Мир деятельности» (0/5 ч.) за счет компонента образовательного учреждения. Кроме того, согласно Стандарту предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания в учебный предмет «Обществознание», «История», «География».

          В 6-х классах за счет вариативной части увеличено количество часов на географию с 1 до 2 часов в неделю, а также введены спецкурсы: «Занимательная ботаника» в соответствии с заказом родителей и «Мир деятельности» в рамках  реализации федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывного образования (ДО – НОО – ООО)».

В 7-х классах за счет вариативной части учреждения введены спецкурсы «За страницами учебника математики» в целях подготовки к государственной итоговой аттестации и «Мир деятельности» в рамках  реализации федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывного образования (ДО – НОО – ООО)».   Изучив заказ родителей и учащихся, введен спецкурс курс  «Введение в химию».

В 8А классе за счет вариативной части введены спецкурсы – «Решение сюжетных задач» (I полугодие), «Проценты на все случаи жизни» (II полугодие), «Всемогущий и занимательный синтаксис» в целях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, а также спецкурсы: «Психология общения», «Изучаем конституцию» в целях повышения коммуникативной и правовой культуры учащихся.

В 9А классе за счет вариативной части введены спецкурсы: «За страницами учебника математики», «Всемогущий и занимательный синтаксис» в целях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации; в соответствии с приказом управления образования администрации города Невинномысска «Об организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, подведомственных управлению образования администрации города Невинномысска, с учреждениями профессионального образования города Невинномысска в рамках организации предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов в 2017 – 2018 учебном году» выделяется 2 часа на сетевое взаимодействие за счет компонента образовательного учреждения.

В 2017-2018 учебном году в МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска организованы кадетские классы на основании Положения о кадетском классе МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска № 111 от 20.07.2017 г., в которых за счет вариативной части учебного плана вводятся следующие спецкурсы:

-  5Е, 6Е, 7Е, 8Д классы – «Основы военной службы» в соответствии с заказом родителей;

-  7Е, 8Д классы – «Военная история» в соответствии с заказом родителей;

- 7Е класс – «Изучаем Конституцию» в целях повышения коммуникативной и правовой культуры учащихся;

- 8Д класс –  «Основы правовых знаний» в соответствии с заказом родителей; «Всемогущий и занимательный синтаксис», «Решение сюжетных задач» (I полугодие), «Проценты на все случаи жизни» (II полугодие) в целях подготовки к ГИА.

Региональной спецификой примерного учебного плана является:

- в 5–9 классах ОБЖ изучается как самостоятельный учебный курс (1 час в неделю);

- информатика и ИКТ изучаются с 5 по 7 класс.

В 2017–2018 учебном году организованы классы углублённого изучения отдельных предметов:

  • 9Б, 10Б – углублённое изучение филологии и истории;
  • 10В – углублённое изучение химии;
  • 8В, 9Д, 11Б – углублённое изучение математики;
  • 8Б, 8Г, 9В, 9Г, 10А, 11А – углублённое изучение русского языка.

В классах углубленного изучения филологии и истории увеличено количество часов за счет вариативной части:

- 9Б на иностранный язык с 3 до 4 часов,  историю с 2 до 3 часов, обществознание с 1 до 2 часов, русский язык с 2 до 3 часов; спецкурс по предпрофильной подготовке «Деловой английский»;

- 10Б на литературу с 3 до 5 часов, иностранный язык с 3 до 5 часов, русский язык с 1 до 2 часов.

В 10В классе углублённого изучения химии за счет вариативной части увеличено количество часов на математику на 2 часа (до 7 часов в неделю), на физику на 1 час (до 3 часов в неделю).

В классах углублённого изучения  математики за счет вариативной части увеличено количество часов:

- 8В  на математику с 5 до 8, информатику с 1 до 2, введен спецкурс «Физика и человек»;

- 9Д на математику с 5 до 7, информатику с 1 до 3, спецкурс по предпрофильной подготовке «Математические задачи с практическим содержанием»;

- 11Б на математику с 6 до 8, русский язык с 1 до 3 часа в целях подготовки к государственной итоговой аттестации.

В классах углубленного изучения русского языка за счет вариативной части увеличено количество часов:

- 8Б, 8Г на историю с 2 до 3 часов, русский язык с 3 до 4, литературу с 2 до 3 часов; введение спецкурса «Изучаем Конституцию» с целью повышения у учащихся правовой грамотности и спецкурсов «Решение сюжетных задач» и «Проценты на все случаи жизни» с целью подготовки к ГИА.

-  9В, 9Г на историю с 2 до 3 часов, русский язык с 3 до 4, обществознание с 1 до 2 часов, исходя из запросов учащихся и их родителей, введен спецкурс по предпрофильной подготовке «Тайна текста».

- 10А на историю с 2 до 4 часов, обществознание с 2 до 3 часов.

         Два часа учебного предмета «Технология» в 9-х классах передаются в компонент образовательного учреждения для организации углубленного изучения отдельных предметов (1 час)  и предпрофильной подготовки (1 час).

           В 2017-2018 учебном году в содержание среднего общего образования включается изучение предмета «Астрономия» на основании Приказа Минобрнауки  РФ  от 07.06. 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 5 марта 2004 г. № 1089».

В каждой образовательной области инвариантной части выделено 10 – 15% учебного материала  регионально-краеведческой направленности на изучение соответствующих тем по предметам: литература, история России, география, биология в рамках федерального компонента содержания образования.

При проведении занятий по иностранному языку (2-11 кл.), технологии (5-11 кл.), физической культуре (10-11 кл.), по информатике и ИКТ (5-11 кл.) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек для проведения практических занятий.

          Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, индивидуальном учете результатов освоения учащимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска, утвержденного приказом № 210 от 30.12.2014 г.:

Предметы Формы промежуточной аттестации
2 класс 3класс 4 класс
Русский язык диктант
Литературное чтение техника чтения
Математика контрольная работа
Русский язык, математика, окружающий мир Итоговая комплексная работа

 

Предмет Формы промежуточной аттестации
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Русский язык Контрольная работа (диктант, сочинение, изложение)
Литература  Сочинение
Математика Контрольная работа
Информатика Контрольная работа
История Контрольная работа
Обществознание Контрольная работа
Биология Контрольная работа
География Контрольная работа,
Химия - - - Контрольная работа
Физика - - Контрольная работа
Иностранный язык Контрольные работы по 4 видам деятельности (чтение, устная речь, аудирование, лексика и грамматика), творческие проекты
Технология Творческий проект - -

В 7, 8 и 10-х классах  годовая промежуточная аттестация проводится в виде переводных экзаменов:

Класс Предмет
7 классы русский язык (контрольная работа с элементами ОГЭ)геометрия (по билетам)
8 классы:
- с углубленным изучением русского языка русский язык (контрольная работа с элементами ОГЭ)геометрия (по билетам)литература (по билетам)
- с углубленным изучением математики русский язык (контрольная работа с элементами ОГЭ)геометрия (по билетам)информатика и ИКТ (контрольная работа с элементами ОГЭ)
- общеобразовательный русский язык (контрольная работа с элементами ОГЭ)геометрия (по билетам)
- кадетский русский язык (контрольная работа с элементами ОГЭ)геометрия (по билетам)история (контрольная работа с элементами ОГЭ)
10 классы:
- с углубленным изучением русского языка русский язык (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)алгебра и начала анализа (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)литература (сочинение)
- с углубленным изучением филологии и истории русский язык (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)алгебра и начала анализа (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)история (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)
- с углубленным изучением химии химия (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)алгебра и начала анализа (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)физика (контрольная работа с элементами  ЕГЭ)

Копия учебного плана 2017-2018 учебный год (смотреть)

Копия учебного плана 2016-2017 учебный год (смотреть)

Копия учебного плана 2015-2016 учебный год (смотреть)


Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, предусмотренные образовательной программой начального общего образования:

Образовательная система Гармония (смотреть)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова (смотреть)

Образовательная система Школа 2100 (смотреть)

Образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова (смотреть)


 

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, предусмотренные образовательной программой основного общего образования:

Дисциплина: Иностранный язык
Аннотация к рабочей программе:

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного (среднего) общего образования и примерной программы основного общего образования по английскому языку Иностранный язык. 5-9 классы. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Enjoy English (Английский с удовольствием) и включает в себя:

  • Учебник (Student’s Book) Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English): Учебник английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2012;
  • Рабочая тетрадь к учебнику Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием (Enjoy English): Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2012;
  • Аудиоприложение (CD MP3);
  • Обучающая компьютерная программа.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.

Данная программа реализует принцип непрерывного образования по английскому языку, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса английского языка в 5 классе, который является частью основной образовательной программы по английскому языку со 2 по 11 класс.

Новизна данной программы определяется тем, что в рабочую программу включен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки оканчивающих среднюю школу. Отличия данной рабочей программы в том, что в ней отражены те изменения и дополнения, которые внесены в материал примерной программы. Анализ примерной программы общего образования и УМК позволяет сделать вывод, что темы учебника не соответствуют требованиям примерной программы и были изменены в соответствии со стандартом.

При создании программы учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате. Это даёт возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные уча­щимся этой возрастной группы, интегрировать знания из раз­ных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии ре­чевых, языковых, социокультурных или межкультурных уме­ний и навыков учитывался новый уровень мотивации учащихся, который характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оцен­ки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность раз­вивать культуру межличностного общения на основе мораль­но-этических норм (уважения, равноправия, ответственности и т. д.). При обсуждении специально отобранных текстов фор­мируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анали­зировать, сравнивать, оценивать социокультурные и языковые явления.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуаль­ной на двигательную, требующую физической актив­ности, или смены видов учебной речевой деятель­ности с целью предотвращения усталости школьни­ков (говорение сменяется чтением или письмом, и наоборот).

       В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно: в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудни­чество / партнерство;

  • парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
  • ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражне­ний, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного до­полнительного материала в соответствии с пот­ребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личност­ный смысл;
  • последовательно развиваются у школьников реф­лексивные умения — умения видеть себя со сторо­ны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).

Место предмета иностранный язык в учебном плане

     Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение 16 контрольных работ.

Рабочая программа имеет целью развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-позновательной и способствует решению следующих задач изучения на второй ступени среднего основного образования.

  • речевая компетенция – развитее коммуникативных умений в четырех основных вида речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
  • социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
  • формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
  • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
  • осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об           общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек

Общая характеристика учебного предмета

Основная школа – вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три степени общего образования: начальную, основную и старшую.
Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее
представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. На этой ступени совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых
учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество
практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.

В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает
освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.

Особенности содержания обучения иностранному языку

Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой,
социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно- познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации
обучения. Школьники все чаще оказываются в ситуации вы-
бора. Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Это должно дать возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы).

Основные содержательные линии

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой,
социокультурной.

Основной линией следует считать коммуникативные умения , которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование
коммуникативных умений предполагает овладение языковыми
средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных
выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания
речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

Контрольно-оценочная деятельность.

Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В каждой четверти проводится 4 контрольных работы по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен. В конце изучения темы проводится контроль устной речи. Формы контроля: тесты, заполнение таблиц, анкет, диктанты, контрольные работы, монологические высказывания и диалоги. Программой предусмотрено вовлечение учащихся в проектную деятельность. Запланировано 4 проектные работы в конце каждой четверти.

Копия рабочей программы (просмотреть)


Наименование дисциплины: Информатика

Аннотация к рабочей программе:

Рабочая программа по информатике для составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования;
  • Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
  • Авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы».

Программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий. Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности.

Изучение информатики в 5-6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
  • развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного курса

 Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В программе учтено, что в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Задачи изучения информатики:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 Описание места учебного предмета в учебном плане основного общего образования

 В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 18 на изучение курса «Информатика» в основной школе выделено 350 часов.

Настоящая рабочая программа по информатике составлена на 68 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на два года обучения в 5-6-х классах.

Копия рабочей программы (просмотреть)


Наименование дисциплины: Математика

Аннотация к рабочей программе:

Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  2. Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
  3. Примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010
  4. Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения

Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.

Общая характеристика предмета

Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
  • систематическое развитие понятия числа;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:

  • Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
  • Развивать познавательные способности;
  • Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
  • Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».

Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.

В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Формы организации образовательного процесса

Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.

На изучение математики в 5 «а,в» классе МБОУ СОШ №6 отводится 5 ч в неделю, 170 часов в год. В том числе 14 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу. Уровень обучения – базовый.

Копия рабочей программы (просмотреть)


Наименование дисциплины: Литература

Аннотация к рабочей программе:

Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. – Москва «Просвещение» 2011   и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, – 2-е изд. – М: Просвещение, 2013.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В 5 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Копия рабочей программы (просмотреть)


Наименование дисциплины: Русский язык

Аннотация к рабочей программе:

Рабочая программа по русскому языку создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года)
  • Примерной программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 кл. (Стандарты второго поколения), учебника: Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И.Львова, В. В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом МБОУСОШ № 18, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Курс русского языка С. И. Львовой и направлен навсестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремления приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках;в рабочих тетрадях, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки; в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на основе общего образования в объёме 680 ч. В том числе: в 5 классе – 170 ч, в 6 классе –204 ч, в 7 классе –136 ч, в 8 классе – 102 ч, в 9 классе – 68ч.

Копия рабочей программы (просмотреть)


Дополнительная общеобразовательная программа “Финансовая грамотность”

Вид: общеразвивающая
Срок реализации программы- 1 год
Возраст: 7лет
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 Ермолаева Татьяна Васильевна (на основе программы «Финансовая грамотность» 1-4  класс.  –  М.: Вита-Пресс,  2015).

Пояснительная  записка

 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 1– 4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов  в 1  классе, на 34 часа во 2-4 классах.

         Рабочая программа разработана на основе учебной  программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа  «Финансовая  грамотность»  1-4  класс.  –  М.:  Вита-Пресс,  2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой  грамотности  населения  и  развитию  финансового  образования  в Российской Федерации»).

Целью  изучения  курса  «Финансовая  грамотность»  являются  развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции;
  2. Развитие экономического образа мышления;
  3. Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
  4. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:
1. Деньги, их история, виды, функции;
2. Семейный бюджет
3. Экономические отношения семьи и государства;
4. Семья и финансовый бизнес;
5. Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями дете и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами  изучения  курса  «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных свя зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание  изучаемого курса

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными  товарными  деньгами.  Появление  монет.  Первые  монеты  разных государств

Основные понятия:  Товар. Деньги.  Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюр

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.
  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства товарных денег.
  • Приводить примеры товарных денег.
  • Приводить примеры первых монет.

 

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты  от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему изготовление  фальшивых  денег  является преступлением.

 

Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские  товарные  деньги.  Происхождение  слов  «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

 

Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление  безналичных  денег.  Безналичные  деньги  как  информация  на банковских счетах. Проведение  безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные,  безналичные  и  электронные  деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти  клад.  Основным  источником  дохода  современного  человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.  Собственник  может  получать  арендную  плату  и  проценты. Государство  помогает  пожилым  людям,  инвалидам,  студентам,  семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы.  Существуют  мошенники,  которые  обманом  отбирают  у  людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги  на товары и услуги. Расходы бывают  обязательными  и  необязательными.  Для  покупки  мебели,  бытовой техники,  автомобиля  чаще  всего  приходится  делать  сбережения.  Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.  Непредвиденные  расходы.  Сбережения.  Долги.  Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если  доходы  превышают  расходы,  образуются  сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
  • Сравнивать разные виды сбережений.

Календарно-тематический  план 


п/п
Название темы Количество занятий
Обмен и деньги  (18)
1 Вводный урок. Знакомство с предметом «Финансовая грамотность» 1
2 О финансовой грамотности, необходимости получения знаний, формы работы в группах 1
3 Что такое деньги и откуда они взялись 3
4 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 2
5 Какие деньги были раньше в России 3
6 Нарисовать любые деньги, которые использовались раньше в России 1
7 Для чего нужна мелочь? 1
8 Решение задач. 2
9 Современные деньги России и других стран 2
10 Экскурсия в магазин. 1
11 Ролевая игра 1
Семейный бюджет(16)
12 Откуда в семье деньги 2
13 Из чего складываются доходы в семье … 1
14 На что тратятся деньги 2
15 Экскурсия на почту 1
16 Составить таблицу расходов и доходов в семье за неделю 1
17 Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 2
18  Как умно управлять своими деньгами 2
19 Пословицы и поговорки о деньгах. 1
20 Как делать сбережения 2
21 Жизненные ситуации Обмен игрушками, книгами, играми. 1
22 Повторение по темам « Деньги» и «Доходы семьи», актуализация полученных знаний 1

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

http://istoriyadeneg.ru/

И Н Т Е Р Н Е Т- И С ТО Ч Н И К И

1.. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3..  Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

  1. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4

 Список литературы

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Копия дополнительной программы (просмотреть)


 

Календарный учебный график:

 

Годовой календарный график работы 2017/18 учебный годИнформация о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Подбор УУД в соответствии с типом урока
Пример технологической карты
Разработка технологической карты урока
Современный урок в рамках ФГОС
Структурные элементы урока ФГОС
Шаблон технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС
Методсовет 52016
Методсовет1 2017
Методсовет2 2016

Методсовет3 2016
Методсовет4 2016
План методической работы 2016-17у.г
План методической работы 2017-18у.г
План МС 2016-17
План МС 2017-18


Образование (обучение) в МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска осуществляется на русском языке.

Положение о языках образования в МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска


 

<<Специальный раздел>>